Гражданский микрофон. Интервью с Игорем Кутуевым - руководителем общественной организации "Татарское общество"

19 июля 2018
1489 просмотров

">http://

-Здравствуйте это Гражданский микрофон, в студии Александр Орлов, это совместный проект Тосненской телерадиокомпании и газеты Тосненские Ведомости. У нас сегодня гость, у нас сегодня в студии  руководитель татарского общества Игорь Ганевич Кутуев, здравствуйте.
-Ас-саляму алейкум, здравствуйте.

-Расскажите вообще, как возникло ваше общество и давно ли существует на Тосненской земле?

-Татары живут на Тосненской  земле 3 века, со времени строительства Санкт-Петербурга и обустройство его предместей, как то и Тосненских земель, а потом Ямская повинность легла во многом на жителей перво-переселенцев из Казанской губернии по указу Петра I. Наше общество возникла 21 год тому назад и первопричиной создания  татарского общества было то, что мы достаточно большое количество татар живущих на территории Ленинградской области в том числе и в  Тосненском районе. Мы друг друга не знали, почему, потому что многие из нас как-то за долгие годы жизни и трудовой деятельности на этих землях получили второе имя. Вот я был долгие годы или мои друзья точно знают что я был Игорь Григорьевичем, а когда умер мой отец в 1985 году, я решил чтобы не тревожить его имя другим именем подпольным, я стал Игорем Ганичев, потому что у моего отца было замечательное имя Гани. Уже в зрелом возрасте, когда я создал татарское общество в 90-е годы, когда уже начиналась так возвращаться самосознание на свою на свою позицию, то есть не стало стыдно считать себя условно скажем татарином, башкиром, либо чеченцем. И вот тогда значит я стал Инатулой Ганичем по паспорту и по святцам, а имя имена татарам давали по святцам, по Корану, вот и я Инатула Ганичев. Один из самых главных проектов, это сохранение национальной культуры, обычаем и традиций и спасение языка. Язык начал уходить из семьи, родина языка, колыбель языка, это семья. Где бы они не жили, семья, это маленькое государство в государстве, со всеми атрибутами государственной власти, там есть и прокурор, там и адвокатура, там и все все другие институты.
-Живет татарин, ребенок родился скажем в  Тосно, он включает телевизор, по телевизору по-русски говорят, включает радио, по радио говорят по-русски, приходит в школу, в школе говорят по-русски и татар, то не так уж и много, нет такого компактного общения. Даже вот ямогу привести пример, например в Прибалтике, там, где русские живут и многие сейчас владеют Эстонским языком намного лучше, чем русским. Потому что все равно телевидение, радио, газеты, среда на работе, надо знать Эстонский язык. Вот она уже стирает русскую какую-то индетификацию. Так же и здесь я думаю, татары которые живут на Тосненской земле, они всё же становится более русскими.
-Я должен сказать Тосненские татары, они должны быть Тосненский татарами, абсолютно, с глубочайшим уважением к тем коренным народам, с которыми они живут бок о бок. На мой взгляд русский не отличается от татарина и татарин не отличается от русского, по глобальному содержанию. И тот человек и это человек, но богатство и русского и татарина, знание национальных истоков.
- Вернемся к началу нашего разговора. Какие значимые проекты вашем обществом были реализованы за время существования?
-Прежде всего мы начали проводить дни татарской культуры на Тосненской земле, под девизом дней татарской культуры у нас родились много направлений, в том числе Тукалевские чтения. Вы знаете кто такой Тукай? Вот это одним из важнейших проектов нашей деятельности, татарского общества. Это увековечивание памяти героев Великой Отечественной войны не только Великой Отечественной, героев всех войн, которые проходили на территории нашей общей Родины, на территории Российской империи и.т.д. Теперь, поддержание духовных, религиозных основ, знаний, хотя бы в  минимальном отношений на территории Тосненского района 3 века живут татары, у нас нету мечети, сосредоточием религиозных реализации, религиозных потребностей, где осуществляется? В храме, так ведь? У православных в церкви, у мусульман в мечети. Мечетей нету. Каким образом поддержать, чтобы наши внуки знали, что есть Курбан-байрам, есть праздник жертвоприношения. Мечетей нет, поэтому мы собираемся, арендуем какое-то место, в форме трапезы мы проводим вот, приезжают муфтий, читает короткие аяты из Корана. Мы приглашаем сюда руководители нашего района, руководители правительства если у нас есть возможность, друзей из других районов и так далее. За трапезой, за обильным татарским столом. за самоварами, за пловом, за мясом значит вкусно приготовленным, ведем неспешно, ведем разговор о месте человека в этой жизни.
-А численность вашего татарского общества на Тосненской земле?
-Численность татар проживающих на территории Тосненского района по итогам переписи 884 человек, но их на порядок больше.  А активных. я понял подтекст твоего вопроса, ну скажем так человек 100-150, а боевых совершенно, вот это главное, на чьих плечах это всё, эта работа реализуется, их можно сказать это человек 70. 
-Национального общества способствует развитию гражданского общества?
-Вне всякого сомнения, их сверхзадача в этом. Если этого нет, тогда эти национальные общества, они расшатывают гражданскую гармонию, гармонию взаимоотношений, гармоничное развитие  взаимоотношении разных народов, тогда это национальное общество, национально-культурное общество надо прикрыть немедленно.
-Как вы понимаете термин гражданское общество? Что это такое?
- Гражданское общество это элементарно простое, на обывательском уровне. Это уважение друг к другу.
-Ну вот вы в студию принесли книжку. Расскажите об этой книжке? Почему вы хотите похвастаться. В чём она вот замечательна и в чём ее секрет?
-Это совершенно горячая книга, ее как дар прислало правительство Республики Татарстан, нашему татарскому обществу, в день сабантуя, пару дней тому назад его вручили мне, это двухтомник называется “Бархатная книга татар”  автор Шамиль Камилевич Ахметшин, это бывший постпред Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Он уже много лет работает в науке, в научном учреждении, наш постоянный представитель совершенно другой, Валиулин  Ренат. Но эта книга сохранила истоки татарской нации, и большая помощь для каждого, в том числе и для меня, для Кутуева, я нашел, откуда пошел наш род Кутуевых. 
С давних пор, мы ведь всё равно, Ивановых много, а был первый Иван, который стал родоначальником рода Ивановых, если в глубь туда уйти. Если поверхностно. что мы люди как бы такие все усредненные, все бедные, но откуда я знаю кто мои предки и как звали моего до 10 поколения дедушку или бабушку. А если я знаю как звали моего дедушку и бабушку в десятом поколении, это моя главная ценность, вот мы об этом, практически вся передача сегодня строилась на этом, чтобы мы не забыли своих истоков, своих корней, если нет корней, тогда нету дерева, нету в общем-то человека. Вот это удивительная книга, сохранившая и она еще хороша тем что, допустим Кутуевы татарская ветка и русская ветка, они в свое время крестились по разным поводам. Либо знаменитые Кутуевы, служившие царю отечества, для того чтобы продвигаться по службе, им надо было быть православным. Это я не открываю Америку, так было, и мусульманская ветка Кутуевых, которая сохранилась сегодняшний день и сопоставляешь. Самое всегда радостное для меня, боже мой, какие мы богатые люди. Мне иногда звонят, Кутуев где-то услышали, ты Кутуев, ты вот откуда родом? Я говорю, я из Мордовии, а вы? Я из Пензенской области. И мне это сразу интересно, потому что наши предки, они в свое время входили, давние предки, лет 500 тому назад, в  дворянское собрание Пензенской Губернии. И они отождествляют себя как Пензенские татары, хотя жили на территории Мордовии.И удивительны другие вещи, поэтому это сокровище, оно так шикарно издано, богатая такая книга. И мое абсолютное убеждение, нам самое главное, чтобы Господь не лишил нас гордости, не гордыни, а именно гордости за свой род, за своих отцов, матерей, дедушек и бабушек. А дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки это наше Отечество, потому что это Отечество, это наша Родина, наша Родина это многонациональная наша Матушка Россия, которую мы любим неслыханно. Оказываясь за  рубежами этой страны ,я в 2011 году совершил большой хадж в Мекке, Медине, где остались следы, на тех землях пророков великих, я имел счастье в течении 23-х дней ходить по этим местам, я понял насколько все человечество взаимосвязано.  Мы дети одного отца Адама и одной  матушки Евы, других не было просто, как бы мы не хотели разных матерей иметь, они первые родоначальники человечества Поэтому вот с осознанием того, что ты один из того великого достояния, несмотря большое количество своего народа живущего на территории России, ты всё равно один из 150 миллионов живущих сегодня на территории Российской Федерации. Это меня всегда бодрит, доставляет радость, осознавать, что мы уникальные, богатые люди, многокультурные, многоязыкие.
-Спасибо, за то что пришли к нам в студию, приятно было с вами пообщаться, получился у нас  очень хороший разговор, надеюсь телезрителям тоже понравилось и они очень много узнала о татарах и татарском обществе на Тосненской земле, до свидания.
-Очень хочется в это верить, спасибо.

 

 


Вернуться к списку интервью

Create Account



Log In Your Account