"Моим стихам, как драгоценным винам...": Юрий Кожевин о Марине Цветаевой

...Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М. Цветаева

 

 

16 декабря в детской школе искусств в городе Тосно впервые состоится спектакль-откровение, посвященный Марине Цветаевой, "Страсть оглушает молотом". Эта осень в России - цветаевская: 8 октября (26 сентября по старому стилю) исполнилось 125 лет со дня рождения Марины Ивановны.

 

Напомним, 24 марта в кинотеатре "Космонавт" состоялся спектакль "СЛОГ: полуявь, полусон" по стихам Осипа Мандельштама. "Тосненские Ведомости" не упустили возможности пообщаться с режиссером спектакля Юрием Кожевиным. В конце нашей прошлой беседы Юрий Иосифович пообещал, что продолжит удивлять зрителя новыми постановками.

 

И вот мы опять встретились с Юрием Кожевиным - режиссером спектакля "Страсть оглушает молотом", членом Союза театральных деятелей Российской Федерации, Заслуженным работником культуры.

 

- Юрий Иосифович, здравствуйте! Расскажите, Марина Цветаева - Ваш любимый поэт?

 

- Безусловно, любимый, но, возможно, она не одна. Мне очень нравится Бродский. Александр Клейн, к примеру, - особенный для меня. С ним я был десятки лет знаком, это удивительный человек. Какого-то конкретного поэта я назвать не могу, но Марина Ивановна и её поэзия со мной всю жизнь, так как мои старшие наставники и друзья имели прямое отношение к самой Марине. Вот Александр Осипович Гавронский, режиссёр и учёный с мировым именем, будучи репрессированным, возглавил Театрально-эстрадный Коллектив (театр за колючей проволокой) в Севжелдорлаге (Коми АССР), у него играла дочь Цветаевой - Ариадна Эфрон. Великий писатель и актриса Тамара Владиславовна Петкевич, которая стала моим настоящим учителем, и другие. Они были носителями эпохи, незаурядными личностями. От них пришла и любовь к творчеству М. Цветаевой!

 

- Какова миссия поэтического театра "Рифмы"?

 

- Главное - это работа со словом. Нас даже как-то назвали "театр слова". Очень важно донести до зрителей мысль автора, и мои актёры умеет это делать. Мне очень нравится, как ребята бережно работают со словом, интонацией, ритмом. На наши спектакли приходит много молодежи - и на Высоцкого, Мандельштама, Клейна, и, надеюсь, придет на Цветаеву. Зрители потом делятся со мной впечатлениями. Это значит, что наш театр прививает вкус к хорошей литературе как артистам, так и публике. Готовясь к спектаклю "Страсть оглушает молотом...", посвященному Марине Цветаевой, актёры театра "Рифмы" МКУ "СКК "Космонавт" в поисках вдохновения посмотрели фильмы про любимого поэта, спектакли, прочитали много книг.

 

- Всех нас на уроках литературы учили читать стихи с выражением. Как достигнуть в этом совершенства?

 

- Далеко не каждый человек, если он что-то умеет, может этому научить. Это внутренняя кухня, о которой сложно рассказывать. Не просто самому быть замечательным исполнителем, ещё сложнее стать талантливым педагогом. Таким педагогом, который может научить правильно чувствовать и понимать слово! А я горжусь десятками своих актёров, из которых выросли настоящие профессионалы художественного слова. Это Михаил Михайлов, Артём Игнатьев, Ирина Соцкова, Алексей Водянов, Виктор Тукин и другие. Актёр редчайшего пластического жанра - Михаил Гогуа. Подают надежды и начинающие исполнители.

 

- Что вас вдохновляет?

 

- Вдохновляют чувства и тот интерес, который вызывает человек. Новый спектакль создан на основе документов эпохи, связанных с жизнью и творчеством великого поэта XX века. Это одновременно бесстрастное исследование причин и творческое переживание последствий событий, что происходили в судьбе Марины Цветаевой, исторически отстраненное и вместе с тем очень личное авторское высказывание.

Главное действующее лицо спектакля - Марина - гениальный поэт и просто женщина со всеми ее переживаниями, несовершенствами, недостатками. Но женщина с особым складом ума, пребывающая в постоянном конфликте со всем миром и собой.

В спектакле использованы документальные записи, личные письма, стихи и проза Марины Цветаевой. Спектакль - история жизни поэтессы как чередование трагедий и радостей. Его необходимо смотреть и слушать. И не случайно наш зритель всегда интеллигент - думающий высокими законами сердца и души.

 

- Что главное в вашем спектакле?

 

- Самым важным в нашем спектакле мне кажется его исповедальность и подлинность. У нас достоверна каждая строчка. Нет ничего придуманного. Мы работали только с первоисточниками: письмами Цветаевой и ее дневниками. Каждая строчка, посвященная её адресатам, полна восхищения и гордости. Дочь Марины, Ариадна, боготворила мать, тянулась к ней всю жизнь, как подсолнечник к солнцу. Потеряв её, она писала: "...у меня была только одна любовь - она... Ни отца, ни брата, ни мужа я так не любила, а детей у меня не было и не будет..." Когда на репетициях в начале спектакля я говорю фразу: "В годовщину рождения Марины я впервые видела ее во сне...", то чувствую, как у меня начинает дрожать голос, глаза наполняются слезами. И это не игра. Для меня наш спектакль - глубоко личный. Это посвящение моим мамочке и бабушке, учителям по театральному искусству слова, ученикам - детям… Рассказывая историю семьи поэта, я рассказываю и о своей любви, о своей благодарности, о своих чувствах...

 

Дорогие читатели! Приглашаем вас прикоснуться к миру Марины Цветаевой. Приходите 16 декабря в Детскую школу искусств (г. Тосно, ул. Боярова, д. 31а). Начало в 17:00. 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение:
Вернуться к списку интервью