Хлеб – всему голова

12 марта 2019
2761 просмотров

Сегодня, в канун выборов президента Украины, я расскажу о делах, казалось бы, «давно минувших дней», но необычайно содержательных и памятных, впрочем, не только для меня. А читателю остаётся право решать – нужна ли ему такая информация.   

Съезд Национального союза библиофилов 2012 года проходил в Смоленске, поскольку запланированные мероприятия посвящались Отечественной войне 1812 года.  

Для пленарных заседаний Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского предоставила одно из лучших своих помещений. Доклады, обсуждения, сообщения проходили в рамках регламента, а потому не были утомительными. Серьезные волнения испытали участники книжного аукциона – выставлялось несколько чрезвычайно интересных лотов, из-за которых разгорелись настоящие коллекционерские бои. Культурная программа, учитывавшая пожелания библиофилов, принесла много приятных минут, а посещение картинной галереи явилось ярким штрихом, который подвёл итог трехдневного пребывания на гостеприимной смоленской земле.  

Все так, но разговор пойдёт о человеке, чей творческий путь в далекие 1950-е годы был озарён яркой живописной вспышкой, отблески которой мы наблюдаем по сей день. А ещё непременно поделюсь с читающей аудиторией  сокровищами, пришедшими ко мне волею судеб, и связанны они с искренней дружбой двух неординарных женщин, оставивших  заметный след в сфере изобразительного искусства.

… Осматривая коллекцию галереи, я задержался у работ Татьяны Ниловны Яблонской – художника необычайного дарования, обладавшей мощной силой воздействия своего живописного таланта на зрителя. Я знал, что она в 1917 году родилась в Смоленске. В 1928-м семья переехала на Украину, где Татьяна окончила школу, поступила в художественный техникум, который вскоре ликвидировали. Она переходит на живописный факультет Киевского государственного художественного института и заканчивает его в 1941 году.  

          Эти подробности из жизни художника мгновенно промелькнули в сознании, однако наша группа уходила по залам галереи всё дальше, я был вынужден её догонять.

          По приезду домой обратился к архиву искусствоведа Ирины Борисовны Чижовой, который передала мне после её кончины наследница Нелли Викторовна Ляшук – преподаватель музыки, человек врожденного такта и удивительной души. Кстати, Нелли Викторовне приходилось аккомпанировать выдающемуся оперному певцу Николаю Константиновичу Печковскому.                                 

  Т.Н. Яблонская. Фото 1970-х гг.

          Читая письма и поздравительные открытки Т.Н. Яблонской, адресованные И.Б. Чижовой, я в очередной раз убедился в их доверительных, глубоко приязненных отношениях. Искренность, полное взаимопонимание этих женщин приводили в восхищение. В своих письмах Яблонская размышляет о живописи, готовящихся выставках, волнениях, ожиданиях и – ни единой сточки о сложностях, превратностях судьбы, которые жестко проявили себя в её жизни.   

Творческая карьера Татьяны Ниловны в послевоенный период началась монументальным полотном «Хлеб» (1949 г.). Картина принесла Яблонской славу. Многофигурная композиция впечатляет профессиональным исполнением, передачей жизнерадостного пафоса: золотое зерно на току, энергия, здоровье, молодость, красота, коллективный труд – всё направлено на утверждение идеи социализма.  

 

             

 

                                  Яблонская Т.Н. Хлеб. 1949 г.

 

Признание и награды не заставили себя ждать. В 1951 году молодой мастер получает Сталинскую премию, звание Заслуженного художника Украинской ССР, Орден Трудового Красного Знамени. Яблонская становится одним из ведущих живописцев страны.

Позднее, во время разоблачения культа личности, художника  обвинили в приукрашивании действительности, в оскорбительной показухе для голодавших после войны крестьян. Но Яблонской нечего было стыдиться, она – замечательный художник, не стесняла себя рамками социалистического реализма, не боялась пробовать различные стили, экспериментально меняла цветовую гамму, манеру письма и всегда была честна со зрителем. Звездной болезнью не страдала. Известны случаи, когда шла на конфликт с партийной номенклатурой по идеологическим соображениям.     

Последующие работы мастера укрепляют её положение в художественном мире, а работы «Весна», «Безымянные высоты», «Лён», «Вечер. Старая Флоренция» являются этапными в её творчестве. «Вечер. Старая Флоренция» композиционно напоминает работу С. Дали «У окна», но у Яблонской иное – эстетическое восприятие чарующего средневекового города, овеянного романтикой всемирно известных художественных ценностей, хранящихся здесь. Сдержанные тона картины, ощущение разлитого в воздухе покоя и умиротворения, пришедших на смену дневному зною, становятся близкими и понятными, тем более, тот же городской пейзаж мне довелось вживую увидеть однажды.

 

                   

 

                Яблонская Т.Н. Вечер. Старая Флоренция. 1973 г.

 

Многочисленные выставки сопровождали творческий путь Мастера, только персональных проведено более тридцати, а это – Москва, Киев, Будапешт, Лондон…

          В 2001 году ей присваивается высокое звание – Герой Украины, с формулировкой: «За самоотверженное служение Украине на ниве изобразительного искусства, выдающиеся творческие достижения и заслуги». В 2004-м награждается Золотой медалью Академии художеств Украины, с формулировкой: «За значительные творческие достижения».

          В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты, пейзажи за окном. Из дома не выходила: перенесла инфаркт, инсульт, пишет левой рукой, правая парализована, однако работы не утрачивают своей просветлённости. А в голове навек усвоенное: «Вдохновение в гости к лени­вым не ходит», или «Трудиться надо, друзья, трудиться». Жизненные силы заканчивались, но Татьяна Ниловна продолжала писать. 17 июня 2005 года работа осталась не завершённой…

 

                                            

 

                                              И.Б. Чижова. Фото 1950-х гг.

 

 Передо мной фотографии, буклеты, каталоги, книги (все с автографами!), подаренные Татьяной Ниловной Яблонской петербургскому искусствоведу и неизменному другу Ирине Борисовне Чижовой. Здесь же публикации искусствоведа о выдающемся таланте Татьяны Ниловны.

Раскрываю каталог выставки:   

Татьяна Ниловна Яблонская. Живопись: Каталог выставки / Вступ. ст. А.И. Соловьев. – Киев, 1987.

На титульном листе:

Дорогой Ирине Борисовне на память о чудесной встрече в Ленинграде.

                                                                              Т. Яблонская, 6 мая 1987г.

В коллекции имеется большой альбом Короткевича, о котором писала в специализированном издании И.Б. Чижова: 

Короткевич Е. Татьяна Яблонская: Живопись, графика: Альбом. – М.: Советский художник, 1980. – 112 с. – (Мастера советского искусства).

На форзаце верхней крышки переплета:

Милой и талантливой Ирине Борисовне с самой искренней любовью.

                                                           Т. Яблонская, ноябрь 1987 г. Киев.

 

  

 

Чуть ниже наклеена почтовая марка, на которой воспроизведена картина Т.Н. Яблонской «Хлеб».

Так что как ни крути, а хлеб – всему голова.

 

                                                                            

 

Александр Тетерин

С фотогалереей можно ознакомиться здесь

                                                          


Вернуться к списку статей

Create Account



Log In Your Account